Российские ученые из НИУ ВШЭ, Сколтеха и ТГУ представили новый метод прогнозирования успеваемости студентов, используя анализ их активности в социальной сети «ВКонтакте» с применением искусственного интеллекта. Исследование, опубликованное в научном издании IEEE Access, охватывает данные о подписках на различные сообщества 4445 студентов с открытыми профилями.
В процессе исследования ученые классифицировали тематику сообществ, в которых подписаны студенты, оценивали сложность текстов и эмоциональную окраску контента. Создавая цифровые профили, они смогли выявить предпочтения и интересы студентов, а также определить взаимосвязь между их онлайн-активностью и академическими успехами.
Результаты показали, что студенты, добивающиеся хороших результатов в учебе, чаще подписываются на научные и образовательные сообщества. Они предпочитают сложные тексты и активно вовлекаются в обсуждения. В то же время, студенты с низкой успеваемостью тяготеют к развлекательным группам, содержащим юмор, мемы и музыку. Контент этих сообществ, как правило, менее информативен и преобладает в нем негативная эмоциональная составляющая.
Аспирант НИУ ВШЭ Сергей Горшков, комментируя результаты исследования, отметил, что некоторые выводы оказались неожиданными. Например, студенты, интересующиеся искусством или путешествиями, продемонстрировали высокие достижения в учебе. Это свидетельствует о том, что такие хобби могут содействовать учебному процессу. Также было отмечено, что частое взаимодействие с группами, связанными с подработками, может указывать на низкие академические результаты.
Кроме того, исследование подчеркивает важность соблюдения цифровой гигиены. Дмитрий Игнатов, заведующий Научно-учебной лабораторией моделей и методов вычислительной прагматики НИУ ВШЭ, акцентирует внимание на том, что использование информации из аккаунтов в социальных сетях для создания цифровых профилей требует осознанного выбора со стороны пользователей.
Это исследование является продолжением тренда увеличения интереса студентов к научной деятельности в России, о чем ранее сообщала редакция IT Speaker. Согласно статистике, 92% студентов планируют развивать научную карьеру, что свидетельствует о растущем уважении к профессии ученого и стремлении к будущим технологиям.