Техногигант Google решил вступить в публичную дискуссию о будущем поискового трафика и опроверг активно обсуждаемое в последнее время мнение, что переход на поиск с искусственным интеллектом и использование чат-ботов сокращают посещаемость сайтов. На фоне многочисленных исследований, фиксирующих снижение переходов на сайты, компания утверждает, что органический трафик остается «относительно стабильным», а качество переходов «даже выросло».
Позицию Google изложила вице-президент корпорации и глава поискового подразделения Лиз Рейд в корпоративном блоге. По её словам, сторонние отчеты искажают ситуацию из-за «ошибочной методологии и выборочных примеров». Однако конкретных цифр — ни в подтверждение роста качества кликов, ни в опровержение падения охватов — топ-менеджер не приводит.
Между тем, издатели и специалисты по SEO не первый год фиксируют снижение трафика, особенно с запуском AI Overviews — новых ИИ-функций, которые позволяют Google отвечать на пользовательские запросы прямо на странице выдачи. По данным Similarweb, доля поисковых сессий, не завершающихся переходом на сторонние сайты, выросла с 56% до 69% за год.
Недавно аналитики Kokoc Performance выяснили, что с начала 2025 года информационные сайты, включая СМИ, потеряли до трети трафика из-за внедрения ИИ в поисковики «Яндекс» и Google. Нейроответы позволяют ознакомиться с информацией без перехода на сайты.
Google признает, что пользовательское поведение изменилось: все чаще люди ищут подкасты, видео и обсуждения на форумах, а не журналистские материалы. Это косвенно подтверждает смещение интереса аудитории к форматам «из первых уст» и социальным платформам. Внутренние данные Google показывают, что 40% молодых людей предпочитают соцсети традиционному поиску, особенно при выборе кафе или товаров.
Компания настаивает, что AI Overviews содержит больше ссылок, чем традиционная выдача, и дает сайтам «больше шансов быть замеченными». Однако даже в этом случае речь идет о «качественных переходах», а не об их абсолютном числе.
На фоне споров Google также начал тестировать инструменты монетизации, не завязанные напрямую на рекламный трафик: микроплатежи, подписки и e-mail-рассылки. Шаг в сторону экономической самостоятельности сайтов может быть как вынужденной мерой, так и сигналом — модели рекламной монетизации, базирующиеся на Google-трафике, возможно, больше не работают так, как раньше.
Как отмечает TechCrunch, продвижение Google нарратива о том, что внедрение ИИ не оказывает негативного влияния на поисковый трафик, вызывает у отрасли, скорее, обеспокоенность. Создается впечатление, что компания предлагает издателям ориентироваться не на собственные метрики, а на её внутренние отчеты и диаграммы, заверяя, что «миллиарды кликов» по-прежнему направляются на сторонние сайты. Глава Google Search Лиз Рейд опровергла слухи о значительном падении трафика сайтов после внедрения ИИ-ответов в поисковую выдачу. Она отметила стабильность общего числа переходов и рост среднего времени пребывания пользователей на ресурсах, подчеркнув ценность осмысленных визитов. Несмотря на отдельные сообщения о сокращениях в крупных медиа, компания утверждает, что нововведения способствуют углубленному изучению контента пользователями.
Google прокомментировала опасения по поводу внедрения ИИ-ответов в поисковую выдачу и их влияния на трафик сайтов. По словам главы Google Search Лиз Рейд, вопреки слухам, объем переходов из поисковика на сторонние ресурсы остаётся «относительно стабильным» в годовом сравнении. Рид подчеркнула, что изменения в распределении кликов действительно есть: одни категории сайтов получают больше трафика, другие — меньше. Однако общее количество переходов не снизилось, а сам поисковик ежедневно обеспечивает «миллиарды кликов» на внешние ресурсы.
Представитель Google также заявила, что пользователи, переходящие по ссылкам из ИИ-сводок, в среднем проводят на сайтах больше времени, изучая информацию глубже. По мнению компании, такие «осмысленные» переходы имеют большую ценность, чем поверхностные клики. Тем не менее, в последние месяцы ряд СМИ сообщали о резком снижении посещаемости после внедрения ИИ-обзоров. По данным американских изданий, падение трафика уже сказалось на бизнесе крупных медиа — сокращения прошли в The Washington Post, Business Insider, HuffPost и других редакциях.
Google на фоне критики продолжает настаивать, что ИИ-интеграции не разрушают экосистему интернета, а, наоборот, стимулируют пользователей к более глубокому взаимодействию с контентом.
