Инцидент произошел, когда пользователь подошел слишком близко к авто, включившему лидар. Лазерный датчик необратимо выжег несколько пикселей на матрице камеры смартфона, оставив яркие белые пятна на снимках.

Лидары используются для создания трехмерных карт окружающего пространства, отправляя мощные световые импульсы и измеряя время их возврата. Однако их излучение, особенно на близком расстоянии, может быть опасным для светочувствительных сенсоров камер.

Лидары обычно работают в инфракрасном диапазоне, что делает их невидимыми для человеческого глаза, но не менее опасными.

Производители электромобилей часто предупреждают об опасности съемки работающих лидаров с близкого расстояния, но такие предупреждения редко доступны обычным прохожим. В случае u/Jeguetelli поврежденную камеру смартфона пообещали заменить по гарантии, но не всем пользователям может так повезти. Как известно, посмотреть на Солнце в телескоп можно два раза в жизни: один раз левым глазом, второй – правым. Это же правило работает и в случае электронных сенсоров камер, пиксели в которых могут банально сгореть при попадании на них пучка сверхъяркого света.

И если телескопы в повседневной жизни мы встречаем редко, то вот всевозможные лазеры – постоянно. Лазерные шоу в клубах и на концертах, IMAX-кинотеатры, косметологические лазерные процедуры (эпиляция, удаление тату) и так далее – всё это опасно не только для глаз, но и для сенсоров камер. И теперь в этот список можно внести ещё один пункт для фобии: на Reddit появился ролик, автор которого решил заснять на видео свежую модель Volvo EX90 с лицевой стороны.

На видео нетрудно заметить, что это решение оказалось фатальным для камеры смартфона: мощные пучки света LiDAR-лазера автомобиля буквально выжгли матрицу камеры, оставив на ней целую россыпь “битых” пикселей прямо по траектории движения руки снимающего. Беглый поиск в Сети выявил, что подобные ситуации не так уж редки и сервисные центры с завидной регулярностью сталкиваются со случаями выжженных мощным светом пикселей в цифровых камерах, включая мобильные.

В среде профессионалов съёмочного ремесла эта опасность давно известна, ввиду чего опытные операторы никогда не направляют свои дорогостоящие камеры на лазерное осветительное оборудование. Более того, в индустрии концертов и музыкальных фестивалей действует строгий регламент, согласно которому лазеры настроены на градуированную интенсивность и над толпой они светят гораздо ярче, чем в моменты направления непосредственно на зрителей. Эти меры призваны спасти камеры и сетчатки глаз, однако следует иметь ввиду опасность, исходящую от подобных световых шоу и, как мы выяснили теперь, LiDAR-лазеров автомобилей. Хочется верить, что случай с Volvo EX90 является досадным исключением, а не правилом в автомобильной индустрии.

От Дмитрий Соколов

Гик-писака🤓