Сотрудники и выпускники Московского авиационного института (МАИ) разработали модульный беспилотник, не имеющий аналогов в своем классе, рассказал «Инк.» автор проекта — старший преподаватель кафедры «Проектирование вертолетов» МАИ Борис Сафоклов.

Инженер отметил, что при изготовлении БПЛА использованы традиционные авиационные материалы: дюралюминий, углепластик и полимерные композиты, а также цифровые технологии производства металлических и композитных деталей. Производственными площадками для изготовления компонентов изделия были МАИ (топливная система для гибридной силовой установки) и компания Arksolla, состоящая из выпускников вуза.

«Они инициативно на своих мощностях разработали и изготовили узлы и такие агрегаты, как модульная компоновка, несущая рама, блоки авионики и силовой электроники», — добавил Сафоклов. Главной целью проекта было «создание востребованного изделия, состоящего из отечественных компонентов, и не просто высококонкурентного, а изделия, способного выполнять задачи в быстроизменяющемся пространстве запросов эксплуатантов на протяжении долгого промежутка времени».

Среди основных преимуществ, формирующих уникальность дрона, Сафоклов назвал модульность, простоту изготовления, эксплуатации и пилотирования, а также долговечность и надежность компонентов. Инженер отметил, что 15-17 мая на выставке HeliRussia-2025 впервые состоится демонстрация изделия. «Предполагается, что именно здесь, в среде профессионалов от различных областей мы получим объективную оценку и сможем заинтересовать потенциальных покупателей», — отметил он.

Беспилотник, получивший название F1, представляет собой аппарат с четырьмя винтами. Его конструкция предусматривает быструю замену модулей в зависимости от специфики задания, а также складной дизайн, позволяющий легкую транспортировку. Вес дрона составляет около 14 кг, а взлетная масса – 29 кг. В активное состояние БПЛА можно привести за пять минут, а максимальная скорость достигает 80 км/ч.

Модульность B1 обеспечивает универсальность, позволяя использовать как гибридный, так и электрический двигатель. ”Модульность позволяет буквально в реальном времени перепроектировать изделие с одной задачи на другую, просто переключив блоки нажатием пары кнопок”, – отметил Сафоклов. Также стоит подчеркнуть, что при разработке используются исключительно отечественные комплектующие.

Благодаря своим характеристикам F1 пригоден для обширного спектра задач, включая перевозку грузов в труднодоступные места, мониторинг, поисково-спасательные операции и патрулирование. В марте 2025 года студенты Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Устинова также представили новый беспилотный гибридный летательный аппарат, что подчеркивает рост интереса к технологиям БПЛА в России.

От Дмитрий Соколов

Гик-писака🤓