В России могут появиться новые стандарты безопасности автомобилей, обязывающие производителей оснащать машины физическими кнопками для управления ключевыми функциями. Такое предложение прозвучало на круглом столе в Общественной палате РФ, посвящённом инновациям в автомобильной безопасности. Эксперты уверены: сенсорные экраны, заменяющие традиционные клавиши, отвлекают водителей, увеличивая риск аварий.
Современные автомобили всё чаще напоминают гаджеты: мультимедийные системы с большими дисплеями управляют климат-контролем, подогревом сидений и даже освещением. Однако, как отметил зампред Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак, для выполнения простых задач водителю приходится отвлекаться от дороги, что снижает безопасность.
“ПДД строго запрещают водителю за рулем пользоваться телефоном, поскольку это отвлекает его. Но экран мультимедиа — по сути тот же смартфон. Не должен водитель на скорости отвлекаться и искать на дисплее, как ему изменить направление воздуха или включить подогрев сидений”, — подчеркивает Коробчак.
Член Общественной палаты Валерий Солдунов поддержал идею, указав, что физические кнопки позволяют управлять машиной интуитивно, не отвлекаясь от вождения. Эксперты предложили закрепить в нормативных документах минимальный набор функций, которые должны управляться традиционными клавишами, такими как включение фар, стеклоочистителей или регулировка температуры.
В дополнение к этому, Александр Холодов, зампред Комиссии по безопасности ОП РФ, отметил, что современные машины оснащаются радарами, лидарами и камерами, которые собирают данные о дороге и состоянии водителя. Эти системы требуют регулирования, подчеркнул он.
“Современные машины оснащены радарами, лидарами, камерами, и зачастую, когда из-за погодных условий водитель не может заметить разметки или знак, они различают их и предупреждают автомобилиста или даже сами принимают какие-то меры”, — объяснил Холодов.
Тем не менее, не все эксперты считают введение обязательных кнопок реальным. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков отметил, что изменение дизайна и производственных циклов для российского рынка может быть сложным для автопроизводителей. “Есть определенный дизайн интерьера, есть определенные технологические циклы производства машины. Найти какое-то место для отдельных кнопок в салоне автомобиля специально для нашей страны, а также изменить цикл на заводе практически нереально”, — отметил он.
Вместо этого Кадаков предложил использовать подход, аналогичный Euro NCAP, где машины с сенсорными интерфейсами получают более низкие оценки безопасности. В России это может быть реализовано через программу RuNCAP. Технологии активной безопасности, такие как системы предупреждения столкновений или мониторинга усталости водителя, продолжают развиваться, но вопросы кибербезопасности также остаются в фокусе обсуждений, утверждают эксперты.
